Снижение цен на топливо – важный фактор выживания экономики России

Вице — президент РСПП, сопредседатель КСО РСПП в ЮФО, член правления Союза «СПС» Павел Лебедев обратился к руководству страны с предложением оказать в этом вопросе поддержку предприятиям народного хозяйства и малому и среднему бизнесу.


В большинстве российских регионов введенный из-за пандемии коронавируса ограничительный режим действует до 30 апреля. Однако уже сейчас ясно, что срок этот может быть продлен.
В данный момент повсеместно наблюдается многократное снижение объемов экономической деятельности, а в отдельных случаях полное её прекращение. Кризис отразился на производственных и торговых предприятиях, на организациях, предоставляющих услуги в потребительской и социальной сферах, сильно ударил по общепиту, сельскому хозяйству, образованию, туризму, транспорту и других отраслям народного хозяйства.


Призывая граждан оставаться дома и принимая меры их защиты, предприниматели как никогда, нуждаются в поддержке со стороны государства. Сложившая ситуация, приводит к спаду платежеспособности населения и покупательской активности, принудительному закрытию коммерческих объектов, которые предоставляют рабочие места, что сулит потерей целых сфер предпринимательства, ведь именно они продолжают нести финансовую нагрузку по оплате заработной платы, арендных платежей за землю и иное недвижимое имущество, налогов, сборов, коммунальных платежей и иных отчислений.


На этом фоне в самое крутое в 21 веке пике ушла нефтедобыча. Цены на майские и июньские фьючерсы на американскую нефть сорта WTI достигли отрицательных отметок, значительно снизилась стоимость европейского и российского «черного золота». Однако цены на топливо на российских заправках практически не поменялись, хотя снижение цены на нефть, казалось бы, должно приводить и к снижению цены на производные товары, а именно на нефтепродукты, такие как бензин и дизельное топливо.


Но в России пока ничего подобного не произошло. При этом у работающих предприятий из-за кризиса упали доходы, а издержки, в том числе на топливо, остались в прежнем объеме или даже увеличились, ведь затраты на топливо составляют основную часть стоимости, производимой многими отраслями народного хозяйства продукции. В условиях пандемии, именно бензин, газомоторное и дизельное топливо являются стратегически значимым продуктом потребительского и оптового рынка, обеспечивающим, в том числе, бесперебойные поставки товаров первой необходимости, к которым относятся продукты питания и лекарства, без них невозможно осуществлять как посев и сбор урожая, так и любые меры поддержки населения.


Очевидно, что без существенной поддержки государства повсеместные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, дальнейшая волатильность курса рубля в совокупности со снижением потребительского спроса населения, затронут все сферы экономики страны и непременно приведут к углублению кризиса в экономике и социальной сфере России.
Для того, чтобы избежать этого негативного сценария, Координационный Совет РСПП в Южном федеральном округе в лице его вице – президента Павла Лебедева, выражая мнение тысяч предпринимателей, обратился к Президенту РФ, руководству ФАС и Минсельхоза с просьбой принять необходимые меры по поддержке экономики страны путем снижения цены на нефтепродукты.


В частности, предприниматели Юга России просят Федеральную антимонопольную службу начать проверки соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий на соответствие действующего порядка ценообразования на нефтепродукты, с учетом стоимости цены на нефть в данный период.


Обращаясь в Министерство сельского хозяйства, аграрии напоминают, что в преддверии посевной, агросектор несет существенные затраты на организацию процесса посевных работ. Одной из основных статей расходов, являются затраты на дизельное топливо и бензин.


По сути, сейчас чуть ли единственной отраслью экономики страны, не затронутой кризисом, является торговля бензином и дизтопливом, владельцы-монополисты которой продолжают получать сверхприбыли. Между тем цена нефти упала до минимальных значений за последние тридцать лет, при этом предприятия продолжают работать, автовладельцы заправляют свои машины по прежним ценам, хотя доходы бизнеса и граждан существенно уменьшились. В этой связи хотелось, чтобы нефтетрейдеры и владельцы сетей АЗС поуменьшили свои аппетиты.


Снижение цен на бензин и дизтопливо позволит тем же аграриям уменьшить стоимость продовольствия, это благотворно повлияет на стоимость других видов товаров народного потребления. В конечном итоге, уменьшит нагрузку на и без того уже тощие кошельки россиян.


Однако подобная простая арифметика пока не находит поддержки ни у государства, ни у «бензиновых королей».